Поверка теплосчетчиков: все о процедуре
Поверка или техническое обслуживание, проверка работоспособности, точности показаний теплосчетчиков должна проводится регулярно. Новый прибор учета потребляемого тепла проходит калибровку и настройку на заводе, но за период эксплуатации, точность показаний теплосчетчика искажается.
Чтобы не оплачивать за тепловую энергию, которой не получали, нужно через определенное время проводить поверку приборов учета.
Почему искажаются показания теплосчетчиков – причины поломок
Качество очитки воды в теплосетях оставляет желать лучшего. При нагреве в трубах и на внутренних деталях теплосчетчиков образуется накипь, ржавчина, солевые отложения. Частое явление – перепад давления в трубопроводе, возникновение воздушных пробок, протечки. Все это отрицательно влияет на корректность работы теплосчетчика.
Если трубы отопления проложены неправильно, с большим количеством изгибов, подъемов и спусков, то показания теплосчетчика могут быть неверными, даже если прибор полностью исправен.
Поэтому, согласно ФЗ261 кроме обязательной установки общедомового теплосчетчика, необходимо выполнять периодичную поверку. Периодичность, сроки проведения технического осмотра указываются в техническом паспорте оборудования.
Важно! Обязательно сохраняйте все заводские документы на теплосчетчик – это поможет при возникновении разногласий доказать свои претензии.
Особенности установки общедомовых и квартирных теплосчетчиков
ФЗ261 регламентирует обязательную установку общедомовых центральных теплосчетчиков в многоквартирных домах. В квартирах граждане могут устанавливать приборы учета по собственному желанию, но их показания будут приниматься для расчета оплаты потребления тепла только в том случае, если в каждой квартире дома установлены индивидуальные теплосчетчики.
Общедомовой счетчик тепла ставится на входной коллектор, через который тепло подается на дом. В квартире теплосчетчики устанавливают на трубах отопления, в месте ввода трубопровода в квартиру.
Правила установки и обслуживания общедомовых приборов учета тепла:
- Счетчики устанавливаются, после получения письменного согласия всех жильцов
- Если общедомового теплосчетчика нет, то расход тепловой энергии учитывается с повышающим коэффициентом 1,5
- Плата за приобретение, техническое обслуживание, ремонт центральных приборов учета осуществляется из платежей жильцов на общедомовые расходы. Обслуживание личных счетчиков тепла жильцы оплачивают самостоятельно
Установка теплосчетчиков позволяет сэкономить на оплате за тепло более 35 процентов.
Периодичность поверки теплосчетчиков
Теплосчетчики важно проверять с определенной периодичностью, чтобы вовремя выявить и устранить неисправность:
- Первичная – выполняется в заводских условиях при проверке и тестировании прибора учета для продажи или после выполнения ремонтных работ
- Плановая – время поверки рекомендует производитель, в среднем, поверка нужна каждые 4 – 5 лет
- Внеочередная – выполняется при повреждении теплосчетчика (корпуса или пломбы), выдаче некорректных показаний, долгом простое. Необходима при утере документов на оборудование, данных предыдущих проверок и тестирования прибора
Рабочий ресурс теплосчетчика зависит от модели, соблюдения условий эксплуатации – в среднем прибор рассчитан на 13 – 15 лет работы.
Важно! Внеплановую поверку могут заказать жильцы дома, если считают, что стоимость оплаты отопления существенно возросла. Контрольную поверку выполняют по заявлению жильцов службы метрологического контроля!
Какие организации имеют право выполнять ремонт, обслуживание и поверку
Поверка – ответственное техническое мероприятие, как и все работы, связанные с оплатой, потреблением ресурсов. Поэтому такие работы могут выполнять только специально аккредитованные компании (частные и государственные), имеющие соответствующее метрологическое оборудование:
- Компании, аккредитованные для выполнения поверочных работ, имеющие специальное разрешение, выданное службой Метрологического контроля
- Сервисные службы завода, изготовителя теплосчетчика
- Специалисты Ростеста
Надежно и удобно заключать договор на сервисные, ремонтные и поверочные работы на постоянной основе с компанией, у которой приобреталось оборудование, если она предлагает такие услуги. Если заказывать разовые поверки у разных сторонних организаций, то в итоге ответственность за техническое состояние дорогостоящего оборудования будет сложно потребовать.
Последовательность выполнения поверки теплосчетчика
Как выполняется поверка:
- Теплосчетчик обязательно демонтируют, так как надо проверить его техническое состояние, при необходимости очистить от накипи засоров, заменить уплотнительные и гидроизоляционные детали
- На период поверки к сети подключают временные приборы учета. Поэтому поверку теплосчетчиков рекомендуют проводить перед началом или по окончании отопительного сезона
- Калибровка – показания прибора учета настраиваются в соответствии с метрологическими нормативами, указанными производителем
- Настройка – корректируются параметры работы теплосчетчика в соответствии с характеристиками конкретной тепловой сети (давление, температура, производительность, сила потока теплоносителя)
- Поверка – проводятся тестовые испытания прибора учета в разных условиях эксплуатации, замеры показаний при повышении и понижении температуры теплоносителя, определение погрешности измерений
- Заполнение бланка свидетельства выполненной поверки – обязательно наличие штампа и печати организации, которая проводила проверку
- Установка и ввод в эксплуатацию – проверка гидроизоляции, подключение к электросети, оформление необходимой технической и отчетной документации
- Пломбировка прибора учета – выполняется инспектором, представителем ресурсной организации теплосетей, который фиксирует начальные показания прибора учета после поверки
Поверка теплосчетчиков должна проводится в соответствии с требованиями ФЗ-102.